Братство православных следопытов | Скаутский метод
304
page-template,page-template-full_width,page-template-full_width-php,page,page-id-304,ajax_fade,page_not_loaded,,qode-title-hidden,qode_grid_1300,footer_responsive_adv,qode-content-sidebar-responsive,qode-theme-ver-13.7,qode-theme-bridge,wpb-js-composer js-comp-ver-5.4.5,vc_responsive

Скаутский метод

Скаутский метод – это универсальная воспитательная система, система прогрессивного самообразования, целью которой является «содействие целостному личностному развитию ребенка и молодого человека как автономной, готовой помочь другим, ответственной, идейной личности и члена общества».

Скаутский метод состоит из 7 элементов:

  • Обещание и законы,
  •  Патрульная система,
  •  Обучение через дело и игровая основа,
  •  Символическая основа,
  •  Программа прогрессивного развития личности,
  •  Жизнь в гармонии с природой,
  •  Поддержка взрослых.

  Все эти элементы работают только в системе. 

 Обещание и законы

  – это  sine qua non, то, без чего невозможно себе представить скаутинг как воспитательное движение. Когда Баден-Пауэлл создавал первый отряд мальчиков, он думал не о том, что создает универсальный воспитательный метод. Он хотел воспитать настоящих патриотов своей страны, энергичных, смелых, дисциплинированных и ответственных людей. В Братстве Православных Следопытов акцент сделан еще на православной вере. Все это находит свое выражение в обещании и законах следопыта.

Патрульная система

Воспитать детей в определенном духе хотят взрослые. Дети же хотят двух вещей: чтобы им было с кем дружить и чтобы заниматься чем-то интересным. Так естественным образом рождается патрульная система и «учеба через дело». Патрульная система предполагает, что ребята общаются группами-патрулями в 7+-2 человека (при этом варианте общение наиболее продуктивно), среди них есть распределение обязанностей и четкая субординация.

Обучение через дело

Чем будут заниматься дети – вопрос не праздный. От того, будет ли детям интересно предложенное дело или нет, зависит их желание оставаться в организации, зависит качественный состав участников. Вместе с тем, именно в процессе совместной деятельности сформировываются качества будущей личности. Казалось бы, начинать нужно с умения следить за собой, своим имуществом и помещением. Но, оказывается, очень сложно приучить ребенка к самообслуживанию. С гораздо большим энтузиазмом он отнесется к выполнению взрослой и ответственной работы. А чтобы справиться со скучными вещами, на помощь должна прийти игра в виде соревнования.

Символическая основа

Интереснее становится играть, когда мы примеряем на себя определенные роли – что отражается, прежде всего, в атрибутике. А.С.Макаренко писал, что, если детский коллектив одеть по-праздничному, как в прошлом военных – в изящные костюмы с золотыми галунами и эполетами — то дети «наполовину наши». Что всякая атрибутика хорошо мотивирует к деятельности, понимал и Наполеон, щедро одаривавший солдат и офицеров своих армий орденами и медалями. В современных корпорациях общие символы, одежда используются для сплочения коллектива. В скаутинге атрибутика используется для того, чтобы выделить братские взаимоотношения как основу взаимоотношений (общая форма, галстуки), подчеркнуть достижения следопытов и различия в статусном плане (нашивки). К символам организации относятся также флаг и вымпел группы, девиз, а также традиции – следопытское рукопожатие, салют, мачта, костер, парад и пр.

Программа прогрессивного развития личности

Игра только тогда является интересной, а атрибутика желанной, когда жизнь представляет возможности для роста — серию трудностей, которые необходимо преодолеть, чтобы получить определенные поощрения. Трудности заставляют дорожить тем, что ты добыл с таким трудом, повышают твой статус в глазах общества. Часто в современном обществе эти испытания носят негативный характер (дедовщина в армии, рост в бандитской группировке). Скаутинг предоставляет возможность пройти положительную социализацию, приобретая  полезные навыки и умения. Каждый следопыт совместно с наставником сам устанавливает для себя планку для роста, составляя личную программу прогрессивного развития на год. Испытания на разряд дают возможность попробовать свои силы в преодолении трудностей и достижении новых результатов, причем человек явно растет и в статусном плане – растут его права и обязанности, повышается доверие.

Жизнь в гармонии с природой

Лучше всего, когда игры, состязания проходят на свежем воздухе. Природа представляет нам естественный набор трудностей, оздоравливает, и, вместе с тем, пробуждает религиозные чувства. Именно в совместном походе, лесной игре подросток сможет проверить стойкость своих убеждений, а наставник найдет менее академичный, но более действенный путь к сердцу ребенка.

Поддержка взрослых

Хотя детям важно, прежде всего, общение друг с другом, эффективное воспитание можно осуществлять только тогда, когда в нем участвуют поддерживающие их наставники и родители. Принципиальное отличие детей и взрослых отношений в скаутинге от системы школьного воспитания в том, что взрослые выступают как старшие друзья, наставники, партнеры по деятельности. Этому способствует то, что возрастной барьер не очень велик: основной контингент работающих с детьми – это молодежь. Отношение подростка к взрослому строится на доверии, взаимном уважении и желании быть похожим на старшего, а не только на необходимости освоить некоторую сумму знаний. Вместе с тем, конкретно в Братстве Православных Следопытов понимают, что внеформальное воспитание никогда не заменит того, что может дать семья, поэтому особое значение придается к работе с родителями, вовлечению их в воспитательный процесс.